Очень интересная аналитическая заметка с "Портала-Кредо", где рассматривается как раз-таки причина столь быстрых сроков созыва Поместного Собора, единственное, конечно, хотелось бы выразить несогласие с пренебрежительной оценкой автором диомидовского движения, которое, несмотря на последние крайне неоднозначные шаги владыки, всё же далеко не является маргинальным и включает в себя по большинству вполне достойных людей...
Несмотря на то, что согласно Уставу РПЦ МП, на избрание нового Патриарха отводится полгода, Священный Синод решил "не затягивать" процесс и уложиться меньше, чем в два месяца, назначив Поместный Собор на 27-28 января 2009 года. Очевидно, всю процедуру планируют провести в максимально ускоренном порядке, но при всём желании (все-таки Новый год, Рождество…) еще сильнее ужать сроки просто не получится, хотя, скорее всего, многим в руководстве РПЦ МП этого хотелось бы.
Ведь более чем 700 участников Собора еще нужно избрать. Так, четырех делегатов от женских ставропигиальных монастырей предлагается успеть выбрать на съезде настоятельниц до 31 декабря. Списки избранных представить в Комиссию по подготовке Архиерейского и Поместного Соборов (Архиерейский Собор пройдет перед Поместным и на нем, собственно, будут предложены кандидатуры на патриарший престол). Затем надо зарезервировать для делегатов места в гостиницах. К тому же не стоит забывать, что сотни делегатов на Поместный Собор прибывают со всей России и из зарубежных стран (из епархий РПЦ МП за границей, но не из РПЦЗ МП, над которой Московский Патриарх теперь тоже имеет власть!). Первые десять дней января, по разгульному российскому Трудовому кодексу, попадут на праздники, что только усложнит работу по подготовке Собора.
Очевидно, что организовать столь масштабное мероприятие, участники которого должны приехать из разных частей света (от Чукотки до Новой Зеландии), предварительно еще согласовав это с Москвой, очень непросто. А чтобы провести Собор в столь короткие сроки, понадобятся чудеса организационного искусства. Например, Рождественские чтения, которые по числу участников, хотя и не по их географии, уже многократно сравнивали с Поместным Собором, начинают готовить больше, чем за полгода.
Конечно, Московская патриархия сумеет "сотворить чудо" и мобилизовать нужные ресурсы. Но зачем же "когти рвать"? Куда спешить? Почему бы не провести Поместный Собор попозже, скажем, в марте-апреле? Тогда бы и гонки не потребовалось бы, и лучше можно было бы подготовиться. Но нет! Спешить у священноначалия Московской патриархии причины есть.
Во-первых, если бы Поместный Собор готовился дольше, у многих, кто недоволен нынешним положением в РПЦ МП, было бы больше шансов собраться с силами, объединиться, попытаться провести своих делегатов на Поместный Собор. А недовольных достаточно много, и это вовсе не диссиденты и маргиналы-"диомидовцы", какими пытается представить их церковное руководство, а масса обычных клириков и монахов. Вспомним, например, письмо группы священников, опубликованное этой осенью в "Новой газете". В этом письме, в частности, сказано: "Современные епархии напоминают помещичьи угодья, правящие архиереи — помещиков, ну а прочие клирики – соответственно – крепостных мужиков. Все приходы обязаны отдавать в епархию месячный оброк: раньше он назывался архиерейским тяглом (отсюда "тягловые попы"), а сейчас – епархиальными взносами. Епископ имеет право без всяких объяснений перевести священника из храма в храм или из прихода в приход, что нередко и происходит даже с клириками, прослужившими на одном месте не один десяток лет. Бывает, чем-то не угодил настоятель, а бывает, и просто, чтобы служба медом не казалась. Стенания прихожан, полюбивших своего батюшку, а тем более его интересы: семья, хозяйство и прочее – во внимание не принимаются". Такое положение дел ощущают на себе практически все рядовые священники (думаю, каждый, кто имеет какое-то отношение к церковной жизни, хоть раз да сталкивался с несправедливыми и немотивированными "перекидываниями" батюшек с прихода на приход…). Казалось бы, вот она – актуальнейшая проблема, которую нужно решать "всем миром". Ведь Поместный Собор для этого и существует.
Но в Московской патриархии как огня боятся, что на Поместном Соборе всплывут разнообразные насущные вопросы и начнется живая дискуссия, которая все последние годы искусственно гасится в РПЦ МП. Поэтому руководство патриархии крайне заинтересовано в том, чтобы Собор провести побыстрее, и чтобы все его участники сразу же после его окончания разбежались, лет на 18-20. Ведь когда Собор готовится столь авральными темпами, просто не будет времени на обсуждение кандидатур тех или иных делегатов, которые направятся на него и которые могли бы озвучить то, что действительно волнует Церковь. Этих делегатов просто назначат сверху, а пока церковный народ на местах, и без того безгласный, попытается как-то поспорить с этим, время уже пройдет. Поезд не будет долго стоять на станции, и в него запрыгнут три бойких (и приемлемых для Москвы) молодца (по одному клирику, монашествующему и мирянину от каждой епархии). А пока все остальные будут растерянно смотреть на это, поезд уже уедет, прежде чем народ успеет возмутиться.
Не случайно Московская патриархия так боялась и демонизировала епископа Диомида. Ведь он писал и говорил отнюдь не столько о "греховности мобильных телефонов", как пытались представить дело официальные СМИ, чаще всего малокомпетентные и пропатриархийные, а настаивал на насущной необходимости созыва Поместного Собора, на котором можно было бы гласно и канонично обсудить волнующие Церковь вопросы (например, об ИНН, о допустимости чрезмерно тесного сотрудничества с властью, об экуменизме и пр.). Но в РПЦ МП не привыкли обсуждать вопросы соборно – на всё есть директивы сверху. Так что епископу Диомиду не только рот заткнули, но и в простые монахи разжаловали. Тот, правда, еще будучи общепризнанным епископом РПЦ МП, успел анафематствовать и Алексия II, и митрополита Кирилла, и патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) "со всеми единомысленными им".
Оказалась ли "действенной" анафема епископа Диомида (некоторые живо вспомнили о ней после смерти Алексия II и обморока митрополита Кирилла (Гундяева) в храме Христа Спасителя) или это простое совпадение – но в связи с необходимостью избрания нового Патриарха Поместный Собор созвать всё же придется. Так чего же затягивать подготовку этого неприятного и неудобного дела, решили в Московской патриархии, лучше побыстрее его провернуть: "С глаз долой, из сердца вон… Долгие проводы – лишние слёзы…".
Также, вероятно, форсировать подготовку Поместного Собора было решено по личному настоянию митрополита Кирилла (Гундяева), который, судя по всему, изо всех последних сил, так что в обморок падает, намерен стать Патриархом. Возможно, он уже успел убедить каких-то архиереев в необходимости поддержать его кандидатуру на патриарший престол, а пока те не передумали и не объединились в какие-то фракции, которые могли бы составить митрополиту Кириллу конкуренцию, он и решил Поместный Собор провести побыстрее. Может быть, это опять же простое совпадение, но в Комиссию по подготовке Поместного Собора вошли все ключевые фигуры Отдела внешних церковных связей: епископ Егорьевский Марк (Головков), протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Николай Балашов, о. Георгий Рябых, а также такие откровенно "прогундяевские" архиереи, как епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) и архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков).
Всё это также доказывает, что именно по настоянию митрополита Кирилла было "ускорено" проведение Собора. Не успеет никто и оглянуться, как митрополит Кирилл станет Патриархом. Вероятно, митрополит Кирилл надеется как раз на быстроту маневра, чтобы ни власть, ни оппозиция среди архиереев не успели путем аппаратных интриг воспрепятствовать его избранию.
"Члены Священного Синода уже определились со своим выбором", - намекая на митрополита Кирилла, говорит о будущем Патриархе епископ Иларион (Алфеев) в своем интервью для "Интерфакс-религия". Скорее всего, Иларион выдает желаемое за действительное. Просто на повестке дня стоит пока лишь одна кандидатура – митрополит Кирилл – а остальные кандидатуры еще не "вызрели", не набрали достаточного веса, их сторонники не успели достаточно консолидироваться. Для этого просто не было времени, не проводилось еще соответствующих переговоров, но это не значит, что альтернативных Кириллу кандидатур не может быть в принципе. А вот у митрополита Кирилла уже везде поставлены свои люди. Ускоренный созыв Поместного Собора направлен именно на то, чтобы альтернативные кандидаты не успели войти в силу.
Вообще, со страниц "Интерфакс-Религия", издания, контролируемого ОВЦС, на нас уже (не прошло и недели со смерти Патриарха!) полилась мощная струя прогундяевской пропаганды, призванной убедить всех в том, что вопрос о будущем Патриархе – дело решенное. Это тоже свидетельствует об активных телодвижениях митрополита Кирилла.
Так, депутат Госдумы Константин Затулин сообщает читателям "Интерфакс-Религия", что "как бы ни был нами уважаем, любезен и приятен для нас какой-то священнослужитель, который никому, кроме нас самих, неизвестен или малоизвестен, безусловно приоритет должен быть отдан всеми признанному пастырю".
Кто такой этот "всеми признанный пастырь", читатели могут понять из упомянутого интервью Илариона (Алфеева): "Митрополит Кирилл известен как общественная фигура – по телепередачам, по репортажам о его визитах в разные страны, по его высказываниям на злободневные политические темы".
Уже начато и шельмование возможных конкурентов митрополита Кирилла. Константин Затулин предостерегает и запугивает "неожиданной фигурой, которая из глубин церковной иерархии" может быть "совершенно неожиданно вытолкнута наверх", прозрачно намекая на архиереев, менее известных и реже, чем митрополит Кирилл, появляющихся на экранах телевизоров.
Удастся ли митрополиту Кириллу, растолкав конкурентов, впрыгнуть в поезд, который разогнали до заоблачной скорости по его же инициативе, или же случится какой-нибудь казус – под ноги что-нибудь попадет и прыжок не удастся – покажет время. Но в любом случае стоит помнить – что такие прыжки – дело опасное. Поезд на такой скорости может с рельс сойти, или несмазанный механизм не выдержит перегрузок, или пассажирам станет плохо от головокружения. Авантюризм, как следствие нежелания идти на компромиссы, может привести к серьезным церковным потрясениям…
Некоторые возмущались: как это так, не успели покойного Патриарха отпеть и похоронить, а его уже бросились "обсуждать"! Но разве не во сто крат хуже, когда на другой день после похорон кто-то пытается с разбегу, с громким боевым кличем запрыгнуть на освободившийся патриарший престол?
"Портал-Кредо"
|