С праздником Святого Богоявления и Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Проверяйте своих епископов в одном только
отношении: узнавайте, православны ли они,
не учат ли они догматам, противным
истинной Вере, и не сослужат ли они
с еретиками или с раскольниками
Святитель Геннадий Схоларий (ХV в.)
Господь бо заповедует не умолчать, когда
вера в опасности. Когда дело касается
веры, никто не может сказать:
а я кто такой (чтобы говорить)?
Преподобный Феодор Студит
Священнослужители, отступающие от Православной веры, то есть согрешающие в правильном понимании веры и учиняющие либо возобновляющие или поддерживающие ересь, с началом проповеди ереси полностью отделяют себя от Православной Церкви. Это положение засвидетельствовано на VII Вселенском Соборе: «Иоанн, боголюбезнейший местоблюститель Апостольского престола на востоке, сказал: "ересь отделяет от Церкви всякого человека". – Святой Собор сказал: "это очевидно"». Так же учит святитель Василий Великий в том же 1-м Правиле, говоря об отступниках, к которым он относит не только еретиков, но и раскольников: «...Отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Вот почему приходящих от них к Церкви, как крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищать истинным церковным Крещением». О том же свидетельствует и сама архиерейская присяга, приносимая новопоставляемым епископом с обещанием блюсти все Каноны и Догматы Православной Церкви: «Аще же обещанное зде мною что преступлю, – клянется епископ, – или божественным Правилом явлюся противен... тогда абие [тотчас] да лишен буду всего сана своего и власти, без всякаго извета и слова, и чужд явлюся дара Небесного, при посвящении возложением рук даннаго мне Духом Святым». Поэтому, именно с того времени, как священнослужитель начал в каком-либо виде проповедь самостоятельно измышленной или же услышанной ереси, он становится еретиком и врагом Христа и Его Церкви. В это же время священнослужителя оставляет Божественная Благодать, дарованная ему в Таинстве Священства для совершения церковного священнослужения.
Священнослужители и миряне, думающие о себе, что они Православные Христиане, но при этом находящиеся в евхаристическом общении с еретиком предстоятелем или настоятелем, есть такие же еретики и враги Божии. Именно поэтому многие Священные Каноны, как, например, 45-е Правило святых Апостолов под угрозой отлучения от Церкви воспрещают даже молитву с еретиками, которая есть одно из свидетельств нечестивого единомыслия. Посему преподобный Иосиф Волоцкий наставляет нас: «Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели».
источники,-
Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908.
1-е Правило Первого Канонического послания Василия Великого.
Никодим, еп. Далматинский. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1, СПб. 1911.
Господь со всех нас спросит и по вере нашей, будет нам...
_________________ Русь Святая, храни Веру Православную, в Ней бо Твое утверждение! Встань за веру Русская земля!
|