В современной России принято много и красиво говорить о "возрождении духовности". Повсюду строятся новые храмы. А храмы, закрытые при советской власти и превращенные в клубы и склады, государство возвращает подчиненной ему патриархии. Другой вопрос, наполняются ли они после этого прихожанами или стоят пустыми? Где-то пустуют, но где-то образовались сплоченные приходские общины.
5 февраля 2009 года произошло неслыханное в стране, где идет вышеописанный процесс. Арбитражный суд Владимирской области принял решение о конфискации 13 православных храмов города Суздаля у верующих, которые их восстановили, в пользу государства. Отбирают не простаивающие и пустующие, а действующие и многолюдные храмы. Прихожан и священников, чьими силами и средствами эти храмы восстанавливались последние десять-пятнадцать лет, просто выгоняют на улицу. Вот такое неожиданное "возрождение духовности".
А "провинились" храмы и верующие только тем, что подчиняются не Московской патриархии, а состоят в Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ).
Какой шум поднялся в СМИ, когда оказалось, что одну из церквей Ивановской области, записанных за РПЦ МП, местные мужички за то время, пока там не появлялся настоятель, успели растащить на кирпичи! По поводу руин заброшенной церкви возмущаться можно и нужно – но когда из 13 отреставрированных церквей выгоняют верующих, тут все СМИ молчат. Потому что монополией на "возрождение духовности" в России теперь обладает РПЦ МП. В рамках этого "возрождения" Московская патриархия получает дорогостоящую недвижимость в центре русских городов. Теперь черед дошел до храмов РПАЦ.
Нет сомнения, что государство, как только храмы будут отчуждены у РПАЦ, незамедлительно передаст их РПЦ МП. Никакого "альтернативного православия" у нас в стране быть не должно: в этом плане диалог с властью у Московской патриархии складывается лучше некуда. Полная "симфония" РПЦ МП и государства, о которой говорил в Кремле новоизбранный Патриарх Кирилл (Гундяев), уже активно осуществляется Владимирским арбитражным судом, степень самостоятельности которого в принятии любых решений, наверное, очевидна всем.
Именно с приходом Кирилла на патриарший престол процесс отчуждения суздальских храмов у РПАЦ, тянущийся с 2006 года, внезапно и резко активизировался. Судебная власть всё медлила с решением относительно суздальских храмов (Суздальская епархия – самая большая в РПАЦ, а почти все верующие жители Суздаля являются ее прихожанами), но после прихода Кирилла всем стало понятно – время пришло. Новый статус Кирилла позволил ему задействовать и новые рычаги влияния. Скорее всего, приказ об "окончательном решении суздальского вопроса" отдавался не на уровне областных властей. Соответствующую директиву спустили из Москвы, где новоизбранный Патриарх замолвил слово "кому следует". Если митрополит Кирилл просить власть о столь радикальных действиях еще не осмеливался, то в качестве Патриарха он смело выдвигает Кремлю свои условия: кто же посмеет "не уважить" святейшего? Тем более что речь идет о какой-то "раскольничьей мелочи". Ну выгонят верующих "радикалов" из нескольких храмов – никто и не почешется…
Сейчас рано говорить, каким будет патриаршество Кирилла, но одно ясно совершенно точно: он не постесняется в полную силу применять "административный ресурс" для решения внутрицерковных проблем. Судебная власть, прокуратура, милиция будут услужливо исполнять его поручения в разных регионах России. Не богословы станут "врачевать расколы", а судебные приставы. Из "мягких" лекарств Кириллом будет практиковаться отмена регистрации общин "альтернативных православных" и постепенное, но неуклонное отчуждение их имущества. Если это не поможет, будет задействована более жесткая "терапия": особо непокорных в разработку возьмет ФСБ, против них станут возбуждать уголовные дела.
Так, церковная власть уже не первый месяц настаивает, чтобы возбудили дело против епископа Диомида. При Патриархе Алексии II архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку (Тужикову), обвинявшему Диомида в растрате, в прокуратуре отказали. Но при новом Патриархе порядки будут новые. Так что нельзя исключать и того, что просьбу архиепископа Марка удовлетворят…
Зачем РПЦ МП понадобились храмы, принадлежащие РПАЦ? Может быть, их во Владимирской области у Московской патриархии мало? Нет, более двух сотен. Некоторые из них (особенно те, что по деревням), находятся в весьма плачевном состоянии. Но, вместо того, чтобы заботиться о восстановлении собственных храмов, Московской патриархии понадобились чужие.
Думаю, тут дело даже не в том, что отстроенные и обихоженные храмы, часть из которых находится рядом с туристическими маршрутами, представляют собой весьма "лакомый кусочек". Просто РПЦ МП жизненно необходимо доказать свою монополию на православие и на духовность. А храмы и приходы, долгие годы отказывающиеся подчиняться Московской патриархии, самим своим существованием решительно опровергают эту монополию. Оказывается, православным можно быть и без раздражающей уже многих рядовых россиян Московской патриархии. До недавнего времени символом свободного церковного пути вне Московской патриархии была Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), которую РПЦ МП не слишком успешно частично поглотила. Так что у РПЦ МП остается лишь один выход: отобрать все храмы, загнать верующих других православных юрисдикций в подполье, заставить молиться на квартирах и запугать репрессиями всех, помышляющих об уходе из Московской патриархии. Для этого вся мощь государственной пропагандистской машины должна убедить широкую публику, что разные ИПЦ – это не православные, а "сектанты". А Московской патриархии, продвигающей принцип "всё, что не мы, то секта", этого и надо. Фигура Кирилла (Гундяева) – сосредоточение этой силы в РПЦ МП, хищнической, властной, не останавливающейся ни перед чем.
Если апелляции по решениям Арбитражного суда Владимирской области не будут удовлетворены и решения об отчуждении храмов останутся в силе, верующие, конечно, просто так не оставят свои храмы. Это означало бы предать то, чем они жили все эти годы. В конечном счете, отречься от Христа, Которому они служили в стенах своих церквей, Который явным для них образом в этих церквах пребывает. Самый законопослушный православный не сможет столь грубо надругаться над своими религиозными чувствами, чтобы передать ключи от освященного храма, наполненного святынями, представителям светской, находящейся вне Церкви, да еще и "гонительной" власти. Тут возможна лишь одна модель поведения – которую продемонстрировали русские православные люди в эпоху гонений 1920-30-х гг. А значит в лицемерно "духовно возрождающейся" под водительством "великого господина и отца" Кирилла (Гундяева) России появятся новые мученики и исповедники истинного православия, что окончательно духовно сроднит этот политический паллиатив со сталинской тоталитарной, сатанинской лжеимперией.
Методы новых гонителей, действующих по указанию церковных иерархов, до 1991 года яро приверженных советской власти, мало чем отличаются от большевицких. Возможно, в нынешних гонениях еще "сподобятся" поучаствовать те теперешние "ревнители" Московской патриархии, которые улюлюкали на пасхальный крестных годах эпохи своей молодости, глумились над религией во время "хрущевских гонений". Можно смело прогнозировать: мы станем очевидцами отвратительных сцен. Судебные приставы и ОМОН будут силой выкидывать прихожан и священников из церквей, щедро раздавая пинки и удары дубинками; прольется невинная христианская кровь. Мы вступили в эпоху "полицейского православия". И здесь никто с собственно верующими церемониться не будет.
Александр Храмов, для "Портала-Credo.Ru"
|