Форум сайта братства во имя священномученика митрополита Владимира.

Дорогие соратники, Вы можете помочь братству в оплате хостинга для нашего нового сайта, работа над которым на данный момент ведётся. Счёт в системе YANDEX-Деньги:41001243341828. Храни Вас Господь!
Текущее время: 28-03, 15:09

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О календарной реформе.
СообщениеДобавлено: 15-02, 23:28 
Не в сети
Верховный совет братства

Зарегистрирован: 24-09, 18:00
Сообщения: 766
Откуда: Московский отдел братства
1 / 14 февраля 1918 г . большевицкое правительство ввело новый календарный стиль (григорианский); в связи с этим 1 февраля был объявлен 14-м февраля.

Историческая справка

В России календарный вопрос обсуждался периодически, начиная с 30-х годов XIX столетия, но серьезная дискуссия по этому поводу впервые возникла на Всероссийском Поместном Соборе 1917-18 гг. Объективно Российская держава не нуждалась в переходе на григорианский календарь, по которому, начиная с конца XVI века, жил католический, а затем и протестантский мир. Трехвековой опыт общения с инославными государствами при различных календарях показал, что каких-либо неудобств, связанных с этим, не существует. Что же касается Русской Православной Церкви, то для нее, свято хранившей календарную основу богослужебного круга, о каком-либо изменении месяцеслова или пасхалии и речи быть не могло. Словом, в России вопрос о календарной реформе не стоял, а потому серьезно не рассматривался никогда.

Русский народ принял от Византии одновременно с христианством и календарную основу, утвержденную некогда Святыми Отцами Первого Вселенского Собора, а именно «Миротворный круг» [ 1 ], который сохранял не отравленной ядами иудаизма и эллинизма календарную богослужебную традицию – традицию истинно православную, иудеям соблазн, еллином же безумие (1Кор. 1, 23), традицию святоотеческих заветов относительно соблюдения юлианского месяцеслова и александрийской пасхалии. Простая сердечная вера Русского народа подобно апостольской издревле охраняла православные догматы. С появлением же в церковных кругах высокомерного рационализма, проникшего в богословие в конце XIX века от протестантизма, зародилось мнение, облекшееся в личину науки, что астрономическое равноденствие не совпадает с неподвижным днем по юлианскому календарю и, следовательно, надо что-то делать.

В 1899 году при Русском астрономическом обществе начала работу Комиссия, в состав которой входил известный ученый Д. И. Менделеев. Исследования, проводившиеся Комиссией, носили не богословский, а чисто академический характер. Задача состояла в исследовании двух существующих календарей – юлианского и григорианского, а также целесообразности введения нового счисления времени. Изучив проблему, Комиссия пришла к выводу, что новейшие открытия в области астрономии далеко не в пользу календарной реформы, напротив, они подтверждают гениальность составленного Святыми Отцами церковного круга, в основе которого лежит юлианский календарь.

Тщательно обсудив все за и против, а также «принимая во внимание, что в 1830 году ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено Императором Николаем I и что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря » [ 2 ].

Советская власть, стремясь уничтожить традиции православной Царской России, уже 16 ноября 1917 года рассматривает в Совнаркоме вопрос о переходе на новое счисление времени, а 24 января 1918 года принимает декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Практически это явилось началом гонений на Церковь со стороны большевистской власти. В декрете говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами счисления времени Совет народных комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. Для этого: первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15 и т.д.».

Введение советской властью григорианского календаря было направленным ударом по Церкви. Ленин видел в этом один из факторов, способных поколебать многовековой фундамент неприкосновенного доселе православного учения. Атеистической науке в большевистской России была отведена особая роль. Ее непререкаемый авторитет стал своеобразным божком, которому поклонилась даже некоторая часть духовенства, образовавшая впоследствии обновленческий раскол. Перед Всероссийским Собором 1917-18 гг. встал серьезный вопрос, от решения которого зависело, останется ли Русская Церковь верной постановлениям Вселенских Соборов или уклонится под давлением властей в григорианскую реформу, пусть даже в компромиссной форме.

Рационалистический подход богословов того времени все более выражался в так называемом общественном мнении или «выборности», которые стали впоследствии основными лозунгами обновленцев. По учению же Церкви истина может заключаться в исповедании даже одного христианина, как это было в борьбе с монофилитской ересью, когда вся Церковная «полнота» была на стороне еретиков. (См. Житие прп. Максима Исповедника). Экуменисты утверждали, что в основании Апостольского канона относительно Пасхи лежали моральные причины, заключающиеся в ненависти к иудеям. Поэтому они считали, что «коль скоро отпадут моральные причины», (т.е. воцарится любовь к распинателям Христа), тогда и необходимость в 7-м Апостольском правиле сама собой отпадет. Мнение о том, что вопрос реформы календаря не догматический, а астрономический – изначально неверно. Если бы он не имел отношения к вероучению, то не рассматривался бы тремя Поместными Соборами 1583, 1756, 1848 гг. со всею тщательностью. Восточным Патриархам было хорошо известено 6-е Апостольское правило, запрещающе клирикам заниматься нецерковными вопросами. «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений, – говорится в правиле, – а иначе да будет извержен от священного чина».

В своем заявлении в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский «новый» стиль) святитель Тихон писал: «По учению Православной Церкви хранителями чистоты веры и отеческих преданий являются не только Глава Церкви и не иерархия церковная только во всей своей совокупности, но все тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому также принадлежат известные права и голос в церковных делах. Предстоятель отдельной Православной Церкви и Патриарх Всероссийский в частности, – не римский папа, пользующийся неограниченной и беспредельной властью; он не может управлять народом Божиим тиранически, не спрашивая его согласия и не считаясь с его религиозной совестью, с его верованиями, обыкновениями, навыками.

История показывает что даже в том случае, когда Предстоятель Церкви, проводящий ту или другую реформу прав по существу, но, встречая противодействие народа, прибегает к силе вместо того, чтобы воздействовать на него словом пастырского увещания, он становится виновником волнений и раздоров в Церкви...» [ 3 ].

Соборное постановление 1917-18 гг., хотя и отвергло календарную реформу, однако не осудило возможность перехода на новый стиль, но народ, хранитель Предания Церковного, не допустил реформаторам нарушить его неприкосновенность. Пренебрежительное отношение к догматам рационалистов, мнящих себя знатоками-богословами, было посрамлено простым верующим народом. Это и есть свидетельство того, что Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых (1Кор. 1, 27).

1 . Миротворный или Церковный круг – «Великий индиктион, состоящий из 532 лет. В основе его лежит юлианская система счисления, строго ориентированная по Солнцу с прибавлением «лунного течения», т. е. движения Луны со сменой ее фаз.

2 . Русское Астрономическое общество. Постановления Комиссии по вопросу о реформе календаря в России. СПб., 1900, с. 3.

3 . М. Е. Губонин. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Братство во имя Всемилостивого Спаса. 1994, с. 299


Сайт "Русский календарь"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-02, 13:09 
Не в сети
Модераторский совет

Зарегистрирован: 28-12, 01:18
Сообщения: 14
Откуда: Киев
06.02.2009: ВО ИСПОЛНЕНИЕ СОВЕСТИ

Закончился Поместный Собор Русской Православной Церкви. Он никого не оставил равнодушным... Даже людей далеких от веры... Но чем же он знаменателен для верующего сердца, для множества русских людей, пришедших в спасительную церковную ограду с глубоким и искренним чувством раскаяния восстанавливать порушенные святыни, оставивших все - родных, работу, дающую пропитание, здоровье - оставивших мир ради спасения души и ради Матери-Церкви?
Что явил Собор православным христианам, большинству верующих, на плечи которых и легло созидание Церкви? Что дал этот Собор людям, действительно сохранившим Церковь Христову? Старцам, священникам-труженикам, не имеющим никакого отношения ни к «бизнесу», ни к нефтяным скважинам, ни к демократическим реформам государства, ни к средствам массовой информации... Не рвущимся просветить неведомых туземцев и китайцев, но неустанно заботящихся о том, чтобы умножить в своей родной пастве, в нашем русском народе ВЕРУ В БОГА... Что дал Собор верующему русскому народу, тем самым белым платочкам, которые вымолили, по словам Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), Русь?!..
Нам Господом заповедано не осуждать. Поэтому мы, свято храня в сердцах заветы исповедников и духоносных старцев, смиренно напоминаем их заветы...


Заветы старца Иоанна (Крестьянкина)


После того, как перешел в вечность Святейший Патриарх Пимен, архимандрит Иоанн постоянно повторял в своих проповедях заветы, которые он хранил во исполнение совести, данные ему Святейшим Пименом (1990):
«Хранить заветы, которые были даны предшественниками ныне возведенного на Патриарший Престол Алексия.
Первое: Чтобы был у нас стиль старый! Другого мы принимать не можем.
Второе: Чтобы мы были строго православными. Мы никогда ко всем инославным не относились с неприязнию. У нас в этом отношении совесть чистая. Но мы шли своим строго очерченным [православным] путем! Как наши предшественники, так и мы, уходящие теперь со дня на день в потусторонний мир, призываем вас хранить чистоту Православия!
Третье: О том, чтобы свято хранить церковнославянский язык!
Четвертое: Некоторых сейчас страшит Восьмой Вселенский Собор. Не смущайтесь этим, а только спокойно веруйте в Бога, ибо сказал ушедший в Вечность Патриарх [Пимен] в личной беседе, что если будет на Восьмом ожидаемом Вселенском Соборе что-либо несогласное с Семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе это не принимать!
Вот его завещание, сказанное хотя и в частной беседе, а я вам уже повторяю его второй или третий раз во исполнение своей совести, ибо я задавал эти вопросы, и я получал на них ответы. И поэтому меня сейчас не смущает ничто: ни скоротечность времени, ни избрание, что было. Все это можно обобщить одним понятием: мы живем во времена апокалипсические. А поэтому [...]: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны и тверды. И все у вас да будет с любовию (1 Кор. 16, 13-14). (Запись проповеди. Цит. по Россия перед Вторым Пришествием. Сост. Фомин. М. 1994. С. 329).


Предостережения старца Николая (Гурьянова)


В январе 2001 года Батюшка со слезами сказал: «Православная вера на Кресте! Ее распинают! Вводят протестантизм... Лютера... Скоро и в наших храмах будут сидеть, а это грешно... Храните Церковь! Любите ее, как я ее любил, и не оставляйте врагу на попрание... Сейчас в ограду Церкви пролезли волки в овечьих шкурах... Они хуже революционеров... Революционеры были мягче - а эти прикрыты крестами и мантией...»
И еще предсказывал старец: «Собирайте все Царское... Скоро такое о Царе напишут, что и в руки не возьмешь! Царя не хотят! Воры! Если бы Господь дал нам сейчас Царя, они, окаянные жиды, снова бы Его умучали, сожгли, а пепел с чайком выпили...» («Жемчужины духа. Святые слова о спасении Старца Николая (Гурьянова). Схим Николая. М., Русский Вестник. 2007, с. 274; «Слово жизни». М. Русский Вестник. 2009, с. 11).


Преподобный Кукша (Одесский) пророчествовал:


«Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «святой». Но это будет тот самый «восьмой собор, который будет сборищем безбожных». На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностию уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии Храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас. Стойте в Православной вере до конца ваших дней и спасайтесь!» (The Orthodox Word. 1991. № 158. Р. 138-141).




Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rv@rusvest.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB