История Земли, как и история любви началась из сотворения человека.
История появляется тогда, когда появляется историк. Любовь, когда появляется ее предмет. Бог сотворил человека, чтобы человек был приобщен к вечной Его Славе и блаженству, поэтому и сотворил его по Своему подобию – вольным и могущественным. Встает законный вопрос : не мог ли Он создать что – нибудь попроще ? Ну сотворил бы такую себе говорливую домашнюю животинку и она бы была предметом любви. Но тогда и сама эта животинка никогда не смогла бы назваться человеком, и Бог опустился бы до ее уровня : ограниченных существ может создавать только ограниченное существо. Бог же создавал равных Себе, потому что только от равного можно с достоинством принимать любовь, благодарность и признательность. Вынужденная похвала, похвала от зависимого от тебя никогда не выйдет за пределы лести.
Так проявилось могущество и блаженство Бога : дал без зависти все, что имел Сам. Человек не выдержал испытания блаженством и завязался дьявольский клубок, хитросплетения добра и зла, правды и лжи.
Извечное противостояние : “О злая мысль, откуда ты взялась, чтобы покрыть Землю коварством” (Сирах 37,3). Диавол, вроде бы, и не особенно вмешался в общий план мироустройства – просто расставил знак вопроса после каждого из его пунктов. Истина – знак вопроса. Любовь – знак вопроса. Ну а свободе досталось больше всех. По обалгиванию и извращению она “чемпион”. Одно только филосовское определение – “осознанная необходимость” чего стоит. “Беременность наполовину” звучит куда более убедительно.
Свободу часто путают с волей. И действительно, определенная инициативность делает их несколько похожими. Но свобода это не воля. Воля это всегда компромис, свобода всегда ответственность. Воля величина физическая, свобода – мистическая. “Осознанная неоходимость” это опредление воли. Свободу же ни под какие филосовские категории и определенеия не подведешь. Момент свободы – величайший, ответственнейший духовный акт, усилие выбора между добром и злом. Богом и диаволом. Что несомненно относится к области религии, но не философии. О какой философии может идти речь, когда временами мы являемся перекрестком борьбы таких могущественных сил, которые не оставляют места для малейших колебаний и правильность решения зависит от глубочайшей, до последней черты, до последней иоты осознанности существа этих сил и твоего места среди них.
Иерархия ценностей – вот “ключ” к свободе. Она не самодостаточна. Взятая сама – по – себе, без ценностей высших инстанций, свобода действительно ничем не отличается от воли, которая, в свою очередь, сама – по - себе, и вовсе бессмысленность, потому что неизбежно ведет к самоуничтожению.
Будучи же встроенной в определененую ценностную иерархию свобода ни на мгновение не перестает быть свободой, наоборот, возвращает свое природное достоинство. Нет и не может быть иного предназначения свободы как воссоединения человека с Богом и наследования Его вечного блаженства. Итак, в плоскоти веры, проблема свободы вырисовывается довольно четко : воля – инструмент свободы, свобода – орудие спасения.
Зачем же наводить тень на плетень ? Волю ставить на место свободы, свободу объявлять чем – то эфэмерно непостижимым ? Да чтобы удобно рыбку в мутной водичке было ловить. “И познаете Истину и Истина освободит вас”. Говорил это Господь или нет ? Какое благо, что на свете есть Писание, а то ведь временами нельзя избавиться от сомнений осталось ли от Христа до нынишнего времени вообще что – нибудь. Действительно, неудобная свобода вещь, но ведь это Божественный дар, это признак Бога, Его качество. Свобода онтологична и глубоко присущна человеку. С ней ничего не сделаешь как не старайся. Задавленная, извращенная она все равно найдет выход, но тогда предстанет уже в соответствующем виде. Задавленная сегодня свобода это протесты, бунты и революции завтра. И не объясняется ли история человечества историей трагедии его свободы ? Не с проблемой ли свободы и связан современный церковный кризис ?
Может Московской Патриархии стоит все же задуматься над этоми нехитрыми истинами, если, конечно, к православию она имеет хоть какое – то отношение? Или продолжать прятать голову в песок и жить по принципу : “абы на мой век хватило” ? Свобода все явственнее и настойчивее стучится в двери. Не Диомид, так кто – нибудь другой, но, рано или поздно, патриархийную идилию нарушил. Так может все же открыть дверь?
О. Валерий, информационная служба братства
|